Распределение доходов

Деятельность добывающих предприятий оказывает воздействие на регионы и общины, где осуществляются разведка и добыча. В связи с этим режимы налогообложения могут предусматривать перечисление налоговых поступлений от проектов в добывающем секторе субнациональным органам государственного управления в принимающих регионах — либо непосредственно от компаний, либо в процессе перераспределения доходов от центрального правительства.

Поступления также могут перечисляться в фонды местного развития, где они перераспределяются по всей стране. Кроме того, добывающие компании нередко производят обязательные или добровольные выплаты наличными или в натуральной форме на поддержку социально-экономического развития общин в регионах, где они осуществляют деятельность.

Эти поступления и отчисления, как правило, являются важными источниками дохода для местных органов власти. Внедрение ИПДО продемонстрировало высокую заинтересованность местных общин в повышении прозрачности процессов сбора и распределения этих средств, чтобы обеспечить их расходование на цели содействия устойчивому развитию на местном уровне.

Почему так важна отчетность о субнациональных платежах и расходах на социальные нужды?

Заинтересованные стороны на местном уровне зачастую не располагают информацией о том, какие выплаты производятся или должны производиться согласно условиям контрактов на добычу полезных ископаемых. Это может подрывать доверие и в некоторых случаях послужить причиной конфликта.

Публикация законов, договорных обязательств или соглашений, связанных с платежами, а также раскрытие информации о фактически выплаченных суммах или доходах в натуральной форме позволит всем заинтересованным сторонам получить более полную картину и будет способствовать управлению ожиданиями.

Прозрачность также может способствовать тому, чтобы платежи, предусмотренные налоговым законодательством или нормативными актами, достигали предполагаемого субнационального органа государственного управления и чтобы заинтересованные стороны могли привлекать местные органы власти к ответственности за распределение и расходование этих поступлений.

Основные преимущества

Преимущества для правительств стран

  • Правительства стран, заинтересованные в использовании доходов от добывающего сектора на цели содействия устойчивому развитию на местном уровне, смогут более четко понимать и осуществлять надзор за тем, какие доли этих доходов выделяются местным общинам, и как расходуются эти средства. Они получат возможность более эффективно отслеживать доходы и управлять ими.

  • Формирование точного понимания о будущих потоках налоговых поступлений может способствовать более эффективному планированию, особенно в периоды нестабильности цен на сырьевые товары и на фоне энергетического перехода, когда доходы могут расти, колебаться или снижаться.

  • Субнациональные органы государственного управления получают преимущество за счет понимания того, какие суммы доходов должны быть получены ими от добывающих компаний или центрального правительства, и, таким образом, могут контролировать получение этих сумм. Своевременное раскрытие информации поможет им лучше планировать меры, направленные на удовлетворение требований местных общин, а представителям общин и местным органам власти — успешно заключать соглашения о совместном использовании выгод.

  • Центральные и субнациональные органы государственного управления получают выгоду в результате добывающей деятельности в том случае, когда добывающие компании и местное население находятся в хороших отношениях. Если управление субнациональными доходами осуществляется неэффективно или ожидания в отношении содействия местному развитию не оправдываются, может возникнуть конфликт. Решение таких конфликтов сопряжено с высокими затратами и может препятствовать притоку инвестиций в богатые природными ресурсами регионы.

Преимущества для граждан

  • В тех случаях, когда местным органам власти или непосредственно общинам причитаются определенные выплаты, информация о таких выплатах и их распределении поможет гражданам привлекать правительство к ответственности за расходование этих средств. Прозрачность может способствовать предотвращению коррупционных действий в связи с этими платежами.

  • В ряде стран отчетность ИПДО стала толчком к внесению поправок в действующую нормативно-правовую базу и помогла решить ряд проблем, чтобы местные общины получали причитающиеся им доходы.

  • Производимые компаниями выплаты с большей долей вероятности будут эффективно содействовать социально-экономическому развитию, если обеспечивается их прозрачность и если гражданам предоставлены возможности для участия в принятии решений о том, как они расходуются. Например, учет гендерной проблематики при принятии решений об использовании доходов от добывающих отраслей может способствовать устранению гендерных перекосов и поощрению более равного участия в секторе.

 

Преимущества для компаний

  • Инвесторы все чаще требуют у компаний отчитываться о своей социально-экономической роли. Компании, где действуют надежные корпоративные стандарты в отношении расходов на социальные нужды, выигрывают за счет повышения прозрачности процессов распределения этих выплат.

  • Ясность условий соглашений повышает уверенность компаний в том, что их выплаты играют важную роль в планах местного развития, и помогает демонстрировать значимость их участия как для инвесторов, так и для местных общин.

Использование данных о субнациональных платежах и расходах на социальные нужды

Отслеживание перечислений средств на Мадагаскаре

На Мадагаскаре ИПДО играет ключевую роль в информировании мэров городов и их граждан и способствует обсуждению вопросов о распределении доходов от крупных горнодобывающих предприятий на субнациональном уровне, уже зарекомендовав себя как надежный и доверительный источник информации. Поскольку постановления зачастую являются сложными для понимания, крайне важно информировать заинтересованные стороны о механизмах расчета платежей и причитающихся суммах.

Прозрачность распределения роялти за добычу полезных ископаемых в Демократической Республике Конго

В Горном кодексе ДРК от 2018 года предусматривается, что добывающие компании обязаны перечислять 25% платежей за разработку недр (роялти) на счета, указанные местными органами власти. Такое распределение доходов стало отступлением от предыдущих механизмов, и ИПДО сыграла свою роль в повышении прозрачности и вводе новой системы. ИПДО помогла выявить проблемы, связанные с определением отвечающих критериям территорий, и обеспечить ответственное и прозрачное управление этими крупными суммами со стороны местных органов власти.

Перечисление средств в фонды местного развития в Монголии

Общий фонд содействия местному развитию Монголии пополняется за счет НДС на товары и услуги, роялти за добычу минеральных ресурсов, роялти за добычу нефти, а также грантов и пожертвований. Средства из фонда передаются местным органам власти провинциях, или аймаках, через фонды местного развития. При подготовке отчетности ИПДО особое внимание было уделено уточнению параметров, используемых для расчета сумм перечислений на субнациональный уровень, и публикации этих расчетов. В отчетности также подтвердилось отсутствие расхождений между запланированными доходами и фактическими перечислениями в аймаки.

Empowering communities in Ghana, Indonesia and ColoaРасширение возможностей местного населения в Гане, Индонезии и Колумбии mbia

Исследование, проведенное Международным Секретариатом ИПДО при поддержке Фонда Форда, выявило возможности для укрепления взаимодействия и распространения информации о добывающем секторе на местном уровне.

Независимыми консультантами были проведены три предварительных анализа в Буритика (Колумбии), Обуаси (Гана) и Самаринде и Палу (Индонезия) — в районах, где осуществляется горнодобывающая деятельность, которая оказывает влияние на местное население. Ожидается, что результаты этой работы послужат основой для дальнейшего взаимодействия и распространения информации национальными многосторонними группами заинтересованных сторон. Исследование показало, что процесс внедрения ИПДО может быть направлен на более активное устранение препятствий в надзоре за добывающим сектором, с которыми сталкиваются местные общественные организации и граждане.

Обеспечение гендерного баланса в расходовании средств на социальные нужды

В ряде стран, включая Эфиопию и Замбию, данные о расходах добывающих компаний на социальные нужды раскрываются с учетом гендерных аспектов. Эта информация может помочь отследить, в какой степени социальные платежи отвечают приоритетам, определенным женщинами, и используются в интересах женских объединений в районах, где ведется добыча полезных ископаемых.

В данный момент новая система обеспечивает более высокий уровень прозрачности доходов и подотчетности местных органов власти по инвестициям нефтегазовых и горнодобывающих компаний на социальные нужды. Интересно наблюдать, как отчетность ИПДО способствует переменам и дает дорогу более ответственному управлению добывающим сектором в Казахстане.
Руслан Баймишев, национальный координатор, ИПДО Казахстана

Что требует Стандарт ИПДО

Стандарт ИПДО 2019 содержит положения о платежах и переводах средств на субнациональном уровне и расходах компаний на социальные нужды.

Согласно требованию 4.6 многосторонние группы заинтересованных сторон обязаны установить, являются ли выплаты компаний субнациональным органам государственного управления существенными, и раскрывать эту информацию в тех случаях, когда это так.

Требование 5.2 предоставляет возможность заинтересованным сторонам оценить, соответствуют ли процедуры перечисления доходов от добычи полезных ископаемых на субнациональный уровень и управление такими перечислениями установленным законом правам. Оно предусматривает обязательное раскрытие информации о перечислениях существенных сумм доходов, получаемых от добывающего сектора, между национальными и субнациональными органами государственного управления. Оно также предусматривает обязательное раскрытие формулы распределения доходов и фактически перечисленной суммы.

В соответствии с требованием 6.1 внедряющие страны обязаны раскрывать информацию о расходах компаний на социальные нужды в тех случаях, если они предусмотрены законом или условиями контракта, включая отчисления в натуральной форме. Многосторонние группы заинтересованных сторон поощряются к публикации добровольно осуществляемых расходов на социальные нужды, если они являются существенными.

Согласно требованию 6.3 внедряющие страны обязаны раскрывать информацию о вкладе добывающего сектора в экономику и могут предоставлять важную контекстуальную информацию касательно данных об переводах средств на субнациональный уровень и расходах на социальные нужды.

В соответствии с требованием 7.1 внедряющие страны обязаны учитывать проблемы доступа к информации и информационные потребности граждан в зависимости от гендерной и социальной принадлежности.

Методические материалы по выполнению требований

  • Методические руководства ИПДО. Методические руководства по требованиям 4.6 и 5.2 и по требованию 6.1 содержат пошаговые инструкции раскрытию информации о платежах на субнациональном уровне, перечислении средств на субнациональный уровень и расходах на социальные и природоохранные нужды.

  • Институт управления природными ресурсами (NRGI). В пособии, разработанном Институтом управления природными ресурсами (NRGI), разъясняются основы распределения доходов на субнациональном уровне.

  • Всемирный банк. Программы, возглавляемые Консультативным органом по устойчивой инфраструктуре при Международной финансовой корпорации, нацелены на упрощение доступа к информации и ее использования для совершенствования инвестиционных процессов в области природных ресурсов, содействия социальной подотчетности и демонстрации того, как богатство природных ресурсов способствует сокращению масштабов нищеты и повышению всеобщего процветания.

  • Responsible Mining Foundation. В докладе RMI 2020 содержится оценка экономической, экологической, социальной и управленческой политики и практики 38 крупных горнодобывающих компаний.

  • IIED. Международный институт по окружающей среде и развитию (IIED) разработал каталог и интерактивную карту законов в горнодобывающем секторе касательно развития местных районов, где представлены законодательные механизмы из 54 стран.

  • Oxfam. Oxfam предлагает три рекомендации для горнодобывающих компаний на период кризиса COVID-19.

Revenue distribution

Extractive operations have an impact on the regions and communities where exploration and production take place. Taxation regimes may therefore provide for transfers of taxation revenue from extractive sector projects to the subnational governments of hosting regions, either directly from companies or as redistributed revenue from central government.

Revenues can also be allocated to local development funds, where they are redistributed across the country. In addition, extractive companies frequently make mandatory or discretionary contributions in cash or in kind to support the social and economic development in communities surrounding operations.

These revenues and payments are often important sources of income for local governments. EITI implementation has shown strong demand from local communities to increase transparency on their collection and allocation, to ensure that they meet their intended purpose of contributing to sustainable local development.

Why is reporting on subnational revenues and social expenditures important?

Local stakeholders are often unaware of the contributions that are made or that should be made in terms of extractive contracts. This can erode trust and, in some cases, may lead to conflict.

Publishing any legislation, contractual obligation or agreement surrounding payments, as well as the actual amounts paid or in-kind donations given, provides a more complete picture for all stakeholders involved and can help manage expectations.

Transparency can also be instrumental in ensuring that payments mandated by tax legislation or regulations reach the intended subnational government body, and that stakeholders are able to hold local authorities to account for the allocation and use of this revenue. 

Key benefits

Benefits for governments

  • National governments seeking to use extractive operations to promote sustainable local development will have increased clarity and oversight over revenues allocated to local communities and their use. They will be able to track and manage revenues more efficiently.

  • Developing an understanding of future tax revenue flows can facilitate improved planning, particularly during periods of commodity price volatility and through the energy transition, when revenues may increase, fluctuate or decline.

  • Subnational governments benefit from understanding what revenues they should receive from extractive companies or from national governments and can ensure that these revenues are received. Timely disclosures can help them plan better to respond to demands from local communities and may support community representatives and local governments in negotiating benefit sharing agreements. .

  • National and subnational governments benefit from extractive operations where there are good relations between operations and local communities. Conflict can occur when subnational revenues are not well managed or where expectations for local development impact are not met. Such conflict is costly and may deter investment into resource-rich regions.

Benefits for citizens

  • Where there are payments due to local governments or directly to communities, being aware of these payments and their allocation will help citizens hold government to account for their use. Transparency can help deter corrupt activity relating to these payments.

  • In several countries, EITI reporting has led to changes in the applicable regulatory framework and has helped ease bottlenecks, so that local communities receive the revenues to which they are entitled.

  • Payments by companies are likely to be more effective in promoting social and economic development where they are transparent and where there are opportunities for citizens to participate in decisions on how they are used. For example, integrating gender considerations into decisions on the use of extractive revenues may help redress gender imbalances and promote more equal participation in the sector.

Benefits for companies

  • Companies are increasingly held to account by investors for their social and economic impact. Companies with robust policies relating to social expenditures will benefit from increased transparency over the allocation of these payments.

  • Clarity over the terms of agreements can help companies be more certain that their payments are contributing meaningfully to local development plans and support them in demonstrating the value of their contribution to both investors and local communities.

Using data on subnational payments and social expenditures

Tracking revenue transfers in Madagascar

In Madagascar, the EITI played a key role in informing mayors and citizens and promoting debate on subnational revenue distribution from large mining operations, becoming a trusted and reliable source of information. Regulations are often complex and there is value in informing stakeholders about the mechanisms for calculating payments and the amounts that should be transferred.

Shedding light on the distribution of mining royalties in the Democratic Republic of the Congo

The DRC’s 2018 Mining Code provides for 25% of mining royalties to be paid by extractive companies to accounts identified by provincial authorities. This distribution of revenues was a departure from the previous mechanisms and the EITI has played a role in shedding light on the new system. It has helped identify challenges in determining which territories are eligible and ensuring that these large sums are managed responsibly and transparently by local authorities. 

Allocations to Local Development Funds in Mongolia

Mongolia’s General Local Development Fund consists of shares of VAT of goods and services, mineral resource royalties, oil resource royalties and grants and donations. Shares of the fund are transferred to provincial governments, or aimags, via their Local Development Funds. EITI reporting has focused on clarifying the parameters used to calculate subnational transfers and on publishing the calculations. Reporting also confirmed the absence of discrepancies between planned revenues and actual transfers to aimags.

Empowering communities in Ghana, Indonesia and Colombia

Research undertaken by the EITI International Secretariat with support from the Ford Foundation identified opportunities to strengthen the communication and dissemination of data on the extractive sector at a local level. 

Three scoping studies were undertaken by independent consultants in Buriticá in Colombia, Obuasi in Ghana, and Samarinda and Palu in Indonesia, all areas hosting and affected by mining activities. The outcomes of this work are expected to inform further communications and dissemination activities by national multi-stakeholder groups. They show that there are opportunities for EITI implementation to more proactively address barriers in the oversight of extractives encountered by local community organisations and citizens. 

Ensuring social payments benefit gender groups equally

Several countries – including Ethiopia and Zambia – disclose gender-sensitive data on social expenditures by extractive companies. This information can help track the extent to which social payments meet priorities identified by women and are used to benefit women’s groups in areas hosting extractive operations. 

Now the new system ensures greater transparency of revenues and accountability of local governments on social investment payments from oil, gas and mining companies. It is fascinating to see how the EITI reporting affected change in bringing more responsible management of the extractive sector in Kazakhstan.
Ruslan Baimishev, National Coordinator, EITI Kazakhstan

What the EITI Standard requires

The 2019 EITI Standard includes provisions on subnational payments and transfers and social expenditures by companies.

Requirement 4.6 requires multi-stakeholder groups to establish whether payments from companies to subnational government entities are material, and to disclose them where this is the case.

Requirement 5.2 enables stakeholders to assess whether the transfer and management of subnational transfers of extractive revenues are in line with statutory entitlements. It requires the disclosure of material transfers of revenue generated by the extractive sector between national and subnational governments. It also requires disclosure of the revenue sharing formula and the actual amount transferred.

Requirement 6.1 requires implementing countries to disclose social expenditures where they are mandated by law or contracts, including benefits provided in kind. Multi-stakeholder groups are encouraged to publish discretionary social expenditures where these are material.

Requirement 6.3 requires implementing countries to disclose information about the contribution of the extractive sector to the economy and can provide important contextual information for data on subnational transfers and social expenditures.

Requirement 7.1 requires implementing countries to consider access challenges and information needs of different genders and subgroups of citizens.

Helpful resources for implementation

  • EITI guidance: Guidance Notes on EITI Requirements 4.6 and 5.2 and Requirement 6.1 provide step-by-step guidance on disclosing subnational payments, subnational transfers and social and environmental expenditures.

  • NRGI: A primer developed by the Natural Resource Governance Institute explains the basics of subnational revenue distribution.

  • World Bank: Programs led by the International Finance Corporation’s Sustainable Infrastructure Advisory facilitate access to and use of information to improve natural resources investment processes, promote social accountability and demonstrate how natural resource wealth contributes to reducing poverty and boosting shared prosperity. 

  • Responsible Mining Foundation: The RMI Report 2020 provides an assessment of the economic, environmental, social and governance (EESG) policies and practices of 38 large-scale mining companies.

  • IIED: The International Institute for Environment and Development has developed a catalogue and interactive map of community development laws related to the mining sector featuring legislative arrangements from 54 countries.

  • Oxfam: Oxfam offers three recommendations for mining companies during the COVID-19 crisis.